19.02.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3297; сегодня: 3.

Каким быть учителю 21 века?

16 января 2010 года состоялось заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации. Тема заседания –«Как учить учителей?». В работе Общественного совета принял участие Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко.

Первое заседание Общественного совет МОН в 2010 году было посвящено вопросам, напрямую связанным с проведением Года учителя в Российской Федерации. Как по-новому учить учителя? Как привлечь молодежь в школу, где сейчас лишь 8-12% педагогов до 30 лет? Какой должна быть переподготовка учителей? Вопросы повестки дня заседания совета актуальны еще и потому, что принимаются новые стандарты обучения, реализовывать которые – задача современного учителя.

С докладом выступил ректор Московского городского психолого-педагогического университета, академик РАО Виталий Рубцов. Он обозначил портрет нового учителя: «Новый учитель должен системно и на высоком уровне владеть принципиально новыми, чем это есть сейчас, компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей. Он должен знать и понимать основы развития в детском возрасте, учитывать в ходе обучения возможности, способности и особенности детского развития, должен знать и понимать психологию развития детей, владеть научно обоснованными технологиями развивающего обучения». По мнению Рубцова, учитель должен быть не только сильным предметником, но и обладать навыками психолого-педагогической работы. На суд членов Общественного совета он вынес ряд предложений: создать на базе вузов – разработчиков стандартов крупные базовые центры, обучающие учителей; обеспечить разработку основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры и интернатуры по направлениям педагогической подготовки; начать работу по модернизации системы повышения квалификации педагогов в рамках принимаемых стандартов обучения.

Присутствующие члены Общественного совета и приглашенные участники заседания сформулировали свое видение проблемы и предложили пути ее разрешения. Директор Института всеобщей истории Российской академии наук Александр Чубарьян заявил о том, что качество школьного образования упало, потому что педагогические вузы не дают достойного образования. По этой причине он считает целесообразным отказаться от системы педвузов и ввести педагогические факультеты на базе классических университетов.

Президент образовательного холдинга «Наследник», член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за ходом реформирования системы образования Любовь Духанина отметила, что нынешние учителя не умеют работать в диалоге, не владеют навыками социального проектирования, не обладают достаточным общекультурным уровнем. По ее мнению, «в педагогике должен существовать некий ценз на работу в качестве учителя». Также она считает необходимым пройти переподготовку учителям, которые в следующем году начнут работать по новым стандартам.

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов предложил заглянуть на несколько лет вперед. «Учитель уже не источник информации, а ее агрегатор, он пытается научить ребенка учиться самостоятельно. Это другая профессия. Какую новую профессию через 15 лет мы будем называть профессией учителя?». Ответ на этот вопрос должен стать основой сегодняшних реформ в образовании. Задача этих реформ – интеграция в 21 век. Поэтому, по мнению Венедиктова, необходимо обратить внимание, прежде всего, на информационные технологии, дистанционное обучение и аудит педагогических учреждений.

Ведущая программы «В круге света» радиостанции «Эхо Москвы» Светлана Сорокина говорила о проблеме образования учителей на конкретном примере учителей религиозного образования, которые должны прийти в школы в следующем году.

Ректор Государственного университета – Высшая школа экономики Ярослав Кузьминов предложил создать педагогические магистратуры в классических университетах, которые будут обучать как студентов, так и действующих учителей.

Директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко поддержал высказанные в процессе дискуссии предложения о создании экспертных советов по программам обучения, об олимпиадах по педагогическим специальностям, об изменении доли аудиторной нагрузки учеников и учителей. Он также согласился с необходимостью разрабатывать реформы, ориентируясь на будущее.

Подвел итог заседания Общественного совета Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко. «Для того чтобы что-то делать, надо знать, что такое хороший учитель. Мы уже ввели и согласовали с профсоюзами требования к аттестации педагогов. Учитель должен соответствовать определенным квалификационным требованиям». По мнению Министра, если учитель не удовлетворяет этим требованиям, он не имеет права работать в школе. Но обязательно учителю нужно предоставить возможность повышать квалификацию. Это очень сложный и важный вопрос. По мнению Министра, «мы живем в стране мифов. Один из них: в стране не хватает педагогов». Другой миф, прочно укоренившийся в общественном сознании: «учитель – это очень низкооплачиваемый, очень несчастный и плохо трудоустраиваемый человек». Изменить общественное сознание необходимо. И помочь это сделать могут общественные советы при школах, которые уже действуют во многих регионах России.

По результатам дискуссии будет выработан и предложен Министерству образования и науки Российской Федерации проект рекомендаций Общественного совета МОН.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

Сотрудничество в сфере культуры обсудили министры России и Казахстана
13.09.2024 17:43 Новости
Сотрудничество в сфере культуры обсудили министры России и Казахстана
В рамках Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялась встреча министра культуры России Ольги Любимовой с министром культуры и информации Казахстана Аиды Балаевой. Одной из главных тем встречи стало обсуждение договоренностей, связанных с подготовкой к...
Штурман арктических трасс
13.09.2024 10:01 Новости
Штурман арктических трасс
12 августа 1937 года стартовал межконтинентальный трансполяр­ный перелет СССР — США. На борту самолета Н-209 под командовани­ем Героя Советского Союза С.А. Леваневского находился и уроженец Мариуполя штурман В.И. Левченко. 13 августа связь с самолетом Леваневского оборвалась…  Виктор Иванович...
О Троицком раскопе в Великом Новгороде
12.09.2024 17:52 Интервью, мнения
О Троицком раскопе в Великом Новгороде
В последнее время появляется множество публикаций, посвященных Троицкому раскопу и грядущему строительству Национального историко-археологического центра им. В.Л. Янина. Сергей Брюн, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, прокомментировать пару насущных аспектов. ...
Скрытый текст найден в легендарном манускрипте Войнича
12.09.2024 17:08 Новости
Скрытый текст найден в легендарном манускрипте Войнича
Историк из США Лиза Фейгин Дэвис в своем блоге Manuscript Road Trip опубликовала мультиспектральные изображения манускрипта Войнича, благодаря которым удалось различить тексты, не видимые невооруженным глазом. Как сообщает исследователь, мультиспектральная съемка - это способ получения цифрового...
Диагностика кожи на базе ИИ теперь доступна пациентам «Будь Здоров»
12.09.2024 15:19 Новости
Диагностика кожи на базе ИИ теперь доступна пациентам «Будь Здоров»
Сеть клиник «Будь Здоров» (дочерняя компания СПАО «Ингосстрах») в своем мобильном приложении запустила бесплатный сервис для экспресс-диагностики кожи по фотографии с целью выявления рисков и первых признаков заболеваний кожи. Теперь пользователь может загрузить фотографию участка кожи для анализа...