04.04.2013 12:51
Новости.
Просмотров всего: 5978; сегодня: 1.

О чем волнуется заказчик перед стартом проекта автоматизации?

Автор: Подхватилина Мария Владимировна, Руководитель отдела маркетинга и продаж, ООО «Институт типовых решений – производство» (ИТРП)

Ситуация «тихой паники» стандартна и встречается практически в каждом первом готовящемся к старту проекте по автоматизации. Казалось бы, проект договора лежит на столе у руководителя предприятия, и вроде все понятно, однако продолжает преследовать подспудное ожидание подвоха, чувство недосказанности и неотвеченных вопросов.

В этой статье мы рассмотрим ряд вопросов, которые обычно встают перед заказчиком проекта автоматизации в процессе согласования договора.

1. Как учитывается время затраченное исполнителем на консультации заказчика? В том числе, если они велись по телефону или иными способами…

Во-первых, стоит сразу выделить различные этапы проекта, т.к. на каждом этапе возможны разные варианты консультирования и подходы к учету стоимости таких услуг.

На этапе пусконаладочных работ и опытной эксплуатации специалисты компании-внедренца консультируют представителей заказчика и выполняют дополнительные доработки, исправляют ошибки. Все оплачиваемые работы, в том числе и консультации с использованием любых средств связи (за исключением исправления ошибок), учитываются в листах учета рабочего времени.

На этапе промышленной эксплуатации, заказчик заключает договор на абонентское обслуживание – техническую поддержку системы. Первые полгода после покупки программного продукта, как правило, это обслуживание бывает бесплатным, а далее оплачивается по цене, установленной разработчиком. В целом ситуации бывают весьма разнообразные.

В рамках работ по технической поддержке решаются вопросы, возникающие у заказчика в процессе эксплуатации систем. Например, это могут быть ответы на вопросы по потенциальным ошибкам в программе (т.е. программа выдала неожиданные результаты, и заказчик не понимает, откуда они взялись) или, при возможности, анализ программных ошибок в предоставленной базе данных.

Если же заказчик просит совета по решению в системе неких специфических задач, то при выходе объема консультаций за разумные рамки (в стиле «вопрос – ответ») обычно заключается договор на консультационные услуги с оплатой на почасовой основе.

2. Где же предметная ответственность исполнителя за результат? Может сложиться такая ситуация, при которой исполнитель навязал или предложил заказчику некоторое решение, но по завершении внедрения окажется, что цель предприятия не достигнута - остатки не верны, средне-суточные задания (ССЗ) не точны и т.д. К таким результатам приводит и некачественная реализация, и недостаточная продуманность на этапе функционального моделирования (ФМ).

Бизнес-цели проекта и модель бизнес-процессов «Как будет» определяются на этапе ФМ и утверждаются заказчиком в спецификации требований. После определения целей исполнитель на этапе ФМ подбирает инструменты их достижения, методы доработки системы и применяемые модели. После чего данная методология передается на согласование заказчику. И именно Заказчик оценивает адекватность данных предложений на соответствие своим целям!

На этапе опытной эксплуатации выявляются ошибки, допущенные сторонами:

• Со стороны заказчика выявляются новые требования к методикам, дополнительные пожелания пользователей. Все это доработки выполняются за счет заказчика

• Со стороны исполнителя выявляются программные ошибки и отклонения технической реализации от методик.

3. Что входит в программу испытаний? И если в ходе испытаний выяснится, что какая-то типовая функциональность дает не совсем ожидаемый эффект, действие которого не проговаривалось или не было раскрыто в ходе ФМ, кто понесет издержки по доработке?

В программу испытаний входит полная «прогонка» бизнес-процесса согласно модели принятой в ТЗ. При этом цель ФМ – выявить необходимость доработок. В процессе ФМ исполнитель в первую очередь формирует модель бизнес-процессов, а также демонстрирует типовой функционал и детально консультирует заказчика по возможностям реализации бизнес-процессов в этом функционале, дает рекомендации по доработкам. Заказчик анализирует результаты и принимает или не принимает предложенные доработки. За полноту анализа несоответствия несут ответственность обе стороны, и разделить формально эту ответственность невозможно.

4. По сути дела на стадии функционального моделирования будет введен контрольный пример. Но что если он окажется неполным? Кто будет решать, кто неправ?

Программа и критерии приемки системы предварительно утверждаются заказчиком. Соответственно, именно у заказчика есть возможность не принять предложенную программу, если она не соответствует его критериям.

В качестве заключения стоит отметить, что проект автоматизации и внедрения комплексной системы управления предприятием всегда является общим детищем заказчика и исполнителя, за успешность которого несут ответственность обе стороны. И только в случае объединения усилий и ответственности, проект ждет успех.


Ньюсмейкер: Институт типовых решений – Производство — 65 публикаций
Поделиться:

Интересно:

77-й Антикварный маркет «Блошинка» пройдет 5-6 апреля 2025
19.03.2025 21:57 Мероприятия
77-й Антикварный маркет «Блошинка» пройдет 5-6 апреля 2025
77-й Антикварный маркет «Блошинка» 5-6 апреля 2025 года Время работы: 12:00 - 19:00 Вход свободный Культурный центр «ДОМ»  Адрес: Москва, Большой Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4, м «Новокузнецкая» Отправимся в путешествие во времени.  Ставший традиционным Антикварный маркет «Блошинка» в 77-й раз приглашает любителей старины в Культурный центр «ДОМ» Весна входит в свои права и апрель будит в душе, уставшей от зимней серости, жажду ярких впечатлений.  А что может быть самым ярким и притягательным для настоящего любителя старины? Конечно же красочные и заманчивые ряды настоящих блошиных рынков Лондона, Парижа или Барселоны! Но что, если отправиться в путешествие по дальним странам возможности нет? Не стоит огорчаться – Антикварный маркет «Блошинка» подарит незабываемое путешествие в прошлое.  Здесь, в историческом центре Москвы, среди антикварных сокровищ, нас...
Новый день воинской славы появился в России
19.03.2025 14:51 Новости
Новый день воинской славы появился в России
В России появился новый день воинской славы – День окончания Ленинградской битвы.  Депутаты Государственной Думы единогласно приняли в первом чтении и в целом закон, в соответствии с которым в России будет установлена новая памятная дата – День окончания Ленинградской битвы. Законодательная инициатива принадлежит Президенту Владимиру Путину. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своем канале в Telegram напомнил, что Ленинградская битва длилась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой продолжительной в Великой Отечественной войне — 1127 дней. «Одна из страшнейших страниц — блокада Ленинграда. 872 дня жители осажденного города, несмотря на все испытания и лишения, продолжали работать для фронта. Проявляя...
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
14.03.2025 14:27 Аналитика
Как в Царском Селе развлекали русских царей?
В Царском Селе отдыхали не только по-царски. Как выглядел досуг представителей императорской фамилии и их гостей. Стрельба и танцы Петр I задумал Царское Село как одну из мыз (дач) вдоль южного побережья Финского залива для "увеселения и домашней провизии, прогулок, чистого воздуха и охоты", где витал "дух простых удовольствий"1. Еще это был "кусочек Европы в России: Александровский парк напоминал парк Пагоденбург в Мюнхене, а гора Парнас - подобную гору на римской вилле Медичи"2. Здесь аристократам можно было погулять среди экзотической флоры и фауны. Некоторые сорта яблонь, приобретавшиеся у знаменитого ученого-садовода Э.Л. Регеля для выращивания в верхних теплицах Александровского парка, именовались в честь коронованных особ - "Наследник Николай Александрович" или "Император Александр". При императрице Елизавете на мызе "стреляли из пушек, кушали, ехали на охоту, после еды был бал...
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
14.03.2025 13:12 Мероприятия
К 100-летию со дня кончины святителя Тихона
12 марта 2025 года в пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная празднованию 100-летия со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Эта памятная дата широко отмечается в России как на церковном, так и на государственном уровне. Для подготовки памятных мероприятий был учрежден Оргкомитет во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В пресс-конференции приняли участие статс-секретарь – заместитель Министра культуры Российской Федерации Жанна Алексеева; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии, сопредседатель Организационного комитета празднования 100-летия со дня кончины Патриарха Московского Тихона; митрополит Псковский и Порховский Матфей, председатель Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и...
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
12.03.2025 17:31 Новости
О подвиге танкистов и тружеников уральских заводов снимут фильм
На Уралвагонзаводе состоялась творческая встреча народного артиста России Игоря Угольникова с сотрудниками предприятия. Известный режиссер, продюсер и сценарист представил заводчанам сценарий нового художественного фильма «Урал-Фронту», посвященный подвигу танкистов и тружеников уральских заводов времен Великой Отечественной войны и сегодняшних дней. Он подчеркнул, что самое непосредственное участие в картине должны принять работники Уралвагонзавода — наследники великого подвига предков, которые сегодня также работают для победы.  Символично, что встреча состоялась 11 марта. В этот день в России отмечают День народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса на средства жителей Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермской) областей. Вклад Уралвагонзавода в создание корпуса...